Новости
4 октября 2017, 18:56

Педагогические парадоксы Горбунова

Его ученики каждый год удивляют мир.

Иногда мне приходится спрашивать людей о том, например, чем может гордиться Нижневартовск или что является символом России. Отвечают все по-разному, бывает, неожиданно. Но я всегда заранее знаю, что педагог дополнительного образования центра детского и юношеского технического творчества «Патриот» Петр Михайлович Горбунов, идет ли речь о символе будущего России или гордости столицы Самотлора, ответит неизменно: «Талантливые дети!» И тут же объяснит: «У меня тут один мальчик знаете, что изобрел?» И, рассказав об очередной блистательной идее своего ученика, закончит обязательно: «И таких у меня много!» Однажды я спросила у Петра Михайловича, откуда же он берет своих вундеркиндов. — Сами приходят! — просто ответил он. — Но по каким принципам вы их отбираете? — Я не отбираю! — возмутился Петр Михайлович. — Разве можно детей отбирать? Я всех принимаю. Я в тот миг не поверила ему, ведь каждый год педагог открывает региону и миру все новые имена одаренных детей — неужели из тех, что «сами приходят»? Но потом поняла: принять — это, пожалуй, главный педагогический принцип Петра Михайловича, главный его секрет. Ведь принимает он ребенка не просто в кружок, а в свою жизнь, принимает каждого сердцем. В небольшой мастерской отделения центра «Патриот» в третьем микрорайоне, куда Петр Михайлович Горбунов приходит к ребятам на занятия из основного здания дважды в неделю, тесно и шумно от ребячьего гомона. Ребята, ловко орудуя отвертками, паяльниками, что-то бойко обсуждают между собой. Время от времени обращаются к Петру Михайловичу, с которым говорят на совершенно непонятном для меня языке: «Это у тебя земля, а этот отрицательный!»

Устаю не от шума

— Ребятишки, потише! – призывает он так мягко и тихо, что сразу ясно: ругаться Петр Михайлович совсем не умеет. Не добившись тишины, объясняет мне: «Я от ребят молчаливости не требую, они от таких требований в школе устают. И меня нисколько не утомляет то, что они шумят. Меня бумажки всякие утомляют». Какое-то время Петр Михайлович вздыхает о том, что мир несовершенен, а в совершенном, по его мнению, ребенок без всяких документов прямо с улицы должен приходить в систему дополнительного образования, вот так: «Интересно? Приходи, учись!» Но как бы ни утомляла работа с документами Горбунова, он научился в ней разбираться настолько, чтобы придумывать, как принять, например, на свои занятия ребенка из Украины или Казахстана. Только детские любознательность и трудолюбие для него ценны. Четырнадцатилетний Денис собирает свой блок питания для ноутбука, объясняет мне, что будет он универсальнее тех, что продают в магазине –продумал все, а Петр Михайлович помогает осуществить задумку. Окончив работу, парень аккуратно раскладывает запчасти по коробочкам, чтобы «завтра долго не искать». Вежливо попрощавшись, уходит. Петр Михайлович, проводив взглядом, говорит: — На учете в инспекции по делам несовершеннолетних парень стоял. Привела его мама и плачет: «Если и вы выгоните, я его потеряю!» Да как же я его выгоню? И зачем? Вон с каким интересом, выдумкой работает, а мне и радостно! Петр Михайлович признается: регулярно заглядывает к воспитанникам в школьные дневники – не для того, чтоб за двойку от занятий отлучить, нет. Просто хочет знать, какими сложностями наполнена их жизнь и как можно быстрее прийти на помощь: «Контрольную-то на руки выдали? Ну давай, показывай, за что там у тебя двойка, сейчас разберемся…» — Да не только с математикой помогаю, и с русским, и с английским, — говорит. – Ребятам ведь не столько нужно, чтобы я разбирался в вопросе, а поддержка и участие.

Пожелтевшие страницы

Слушая Петра Михайловича, удивляюсь, что педагогом стал он по чистой случайности. После службы в армии оказался в деревне в горной Башкирии. В маленькой начальной школе работали несколько девчонок. На место директора глава поселения искал мужчину, которому было бы нестрашно доверить носить зарплату – сорок километров по горам. Вот служивого человека Горбунова и назначили. В тот же год он поступил на физмат в Стерлитамакский пединститут. Много лет преподавал ребятам математику, потом работал на производстве и снова возвращался в школу. В Нижневартовск приехал в 1987 году и почти сразу пришел работать в городской дом пионеров. Сначала стал тренером по радиопеленгации. А потом пригласил ребят в кружок радиотехники. Радиотехникой он сам увлекается с детства. И «Пионерскую правду» когда-то мальчишкой выписывал только ради электросхем самых разных приборов, которые школьникам предлагалось собрать самостоятельно. Праздником в детстве и юности был день, когда в почтовом ящике оказывался очередной номер журнала «Радио». Свои старые журналы он использует в работе с ребятами и теперь: секреты, что хранят пожелтевшие страницы, ценны и сегодня для начинающих радиолюбителей. В наши дни, когда всем правит цифра, когда в магазинах изобилие самых разных товаров, кому-то может показаться смешным существование кружка радиотехники и юных радиолюбителей. «К чему?» — удивятся люди, далекие от педагогики. Но именно здесь ребята учатся мыслить как исследователи, ученые, как инженеры, достигают успехов в робототехнике. И это знают не только в Нижневартовске, но и далеко за его пределами. «Меня оценят в 21 веке», «Обретенное поколение», «Национальное достояние», «Первые шаги в науке» — это названия всероссийских и международных конкурсов, где воспитанники Петра Михайловича Горбунова завоевывают призовые места и победы Каждый из форумов состоит не только из рассмотрения детских научно-исследовательских работ, но и из конференций. — Там мы представляем свой опыт и многому учимся друг у друга, изучаем разные методики работы с детьми, — рассказывает Петр Горбунов. – Мой метод, к примеру, похож на Шаталовский.

Найти в учебнике ошибку

Так же как и педагог-новатор Виктор Шаталов, который принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой, а строил все обучение вокруг самого сложного раздела учебника, так и Петр Горбунов ставит перед воспитанниками трудную задачу создания сложного электроприбора. Решая ее, школьники обращаются за новыми знаниями. Знания – не абстрактные, а ставшие основой, ресурсом для технического творчества, не забываются, остаются с ребенком навсегда. Петр Михайлович утверждает: школьный курс математики ребята на его занятиях проходят за два-три года. Изучая одну тему, ребята вдруг обнаруживают, что им не хватает знаний из другой и идут за нужной информацией в очередной раздел учебника. Так они становятся заинтересованными, азартными охотниками за знаниями. Когда исследование выливается в интересные результаты, работа оформляется как проект. При этом само содержание учебника тоже может быть подвергнуто критике. Так появился проект воспитанницы Петра Горбунова «Парадоксы теории электромагнитных волн», занявший второе место на всероссийском конкурсе «Меня оценят в 21 веке». Все дело в том, что Светлана Усик нашла ошибку в школьном учебнике по физике. Просто информация там не менялась с тридцатых годов, тогда как наука развивается, и инженеры давно используют другой подход к созданию антенн. — Понимаете, учебник пишется для масс, а потому в нем стараются все рассказать примитивно, опустив важные порой подробности, — объясняет Петр Михайлович. — Материал получается неточным, некорректным. Одаренный заинтересованный ребенок сразу видит нарушение логики в учебном материале. Стала победителем престижного конкурса и внучка Петра Михайловича Снежана Горбунова, усовершенствовав люстру Чижевского. Прежняя осуществляла ионизацию воздуха, а разработанная Снежаной Горбуновой – очищает от пыли. Взяв за основу то, что все микробы, в том числе и частицы пыли, заряжены положительно, она создала конструкцию, в которой заряженные положительно частицы остаются на фильтре. — Один мальчик сейчас работает с элементами Пельтье, пытаясь создать холодильник-рюкзак, — приоткрывает Петр Михайлович завесу над будущими детскими шедеврами. — Что получится из этого, пока непонятно, мы с ребятами не всегда получаем то, что задумали вначале, но результаты исследования интересны всегда. Другой его ученик Бека Геденидзе придумал электронную трость для слепых людей. В нее встроены ультразвуковые передатчики-приемники. Близкий объект отражается в тросте вибрацией, далекий – гудками. Управляет конструкцией микроробот через систему ГЛАНАС. Весной на городском конкурсе исследовательских работ научного общества учащихся работа Беки Геденидзе заняла первое место в секции «Инженерные науки в техносфере настоящего и будущего». Первого ноября стартует всероссийский конкурс «Меня оценят в 21 веке», и Бека спешит довести проект до совершенства к этому моменту. О себе Петр Михайлович рассказывал в двух словах – полторы минуты. О своих учениках может говорить бесконечно. Я слушаю с интересом, потому что это – тоже о нем. Он с гордостью вспоминает, как Сергею Клочкову академик Александр Обручников, пораженный исследованием на тему передачи энергии с помощью одного провода, на конкурсе в Москве «Юность. Наука. Культура» сказал: «Вы будущий знаменитый ученый!». Имена семиклассницы Софьи Давлетовой, придумавшей электронные игрушки, с помощью которых можно изучать повадки птиц, и одиннадцатиклассницы Снежаны Горбуновой вошли в книгу «Золотое достояние Югры».

На каждый вопрос есть ответ

Профессионализм Горбунова еще и в том, что он поощряет в своих воспитанниках не только увлечение физикой, но и другими науками. Его внучка Снежана, к примеру, добилась успеха таким литературоведческим проектом, как «Замечательные глаголы». В нем рассматриваются замечательные факты из жизни великого русского писателя Льва Толстого, мало известные методы его работы над литературными произведениями: он в первую очередь выписывал все известные ему глаголы. Кстати, Снежана, проштудировав переписку писателя, вдруг задалась новым вопросом: «Нам рассказывают, что до революции Россия процветала, но вот Толстой, современник той России, пишет царю о жестокости жандармского режима и народной нищете, о том, что народ рано или поздно потеряет терпение и восстанет. Мы идеализируем царский режим? Может, стоит чаще обращаться к документальным источникам информации?». Возможно, это станет новым исследованием девушки. Умение сомневаться, задавать вопросы и искать ответы – вот и все, что нужно, чтоб становиться умнее, считает Петр Михайлович и неустанно поддерживает эти качества в своих учениках

Он и сам такой

Где бы ни был Петр Михайлович в путешествиях, всюду заглядывает в школы – общеобразовательные и высшие. Все любопытствует, какими ресурсами располагает та или иная школа, чем обладает, чтобы вырастить хороших учеников. Удивился тому, что оборудование в электротехнической лаборатории легендарной Бауманки никуда уже не годно: «В нашем нижневартовском университете лучше!» — удовлетворенно подумал. Восхитился производственным комбинатом при общеобразовательной школе в Харбине, где дети занимаются сбором электроники: «Это ж и у нас такое было, называлось УПК. Зачем отказались? Вон у китайцев какие результаты блестящие! Миллион патентов в год защищают против семидесяти тысяч в России». А дальше следует неизменный вывод, который я уже знаю: «Мы не должны отставать, потому что у нас талантливые дети».

Гуля Бессонова.Фото Юлии Пановой.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg