Новости
12 февраля 2018, 07:34

Каждому таланту – по наставнику

Югра поделится опытом на Первом всероссийском конкурсе «Наставник».

Кто такой наставник? Старший товарищ, помощник, учитель. Человек, имеющий опыт, знания и готовность поделиться ими с тем, кто хочет расти профессионально и личностно.

А наставничество — это некая «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. В этом смысле наставник — тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. «Каждый талант должен найти своего наставника», — так считают в Агентстве стратегических инициатив, которое стало организатором Первого всероссийского форума, направленного на развитие профессиональной среды наставничества.

Найти себя

Примечательно, что югорчане к этому времени уже накопили значительный опыт в области наставничества, причем в самых разных сферах. Как результат — лидерство по оформлению заявок на конкурс, который стартует в Москве 13 февраля. Как одна из лучших практик наставничества — уже реализованный в округе социальный проект «Наставники: не рядом, а вместе!». Мы уже рассказывали о том, что в нем приняли участие губернатор автономии и ее заместители. Они стали менторами для десяти детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Старшие товарищи помогали ребятам искать свое место в жизни. Рассказывали и на личном примере показывали, как выстроить доверительные отношения с людьми, думали над построением профессиональной карьеры. Например, воспитанница центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Радуга», Таисья Шаламова стала подопечной Натальи Комаровой. С помощью наставника девушка смогла разобраться в себе и решить ряд личных проблем. Девушка отметила, что губернатор всегда была на связи, давала советы по смс и в телефонных разговорах. Совместная работа, говорит Таисья, научила ее локализовать цель и добиваться нужного результата. Кроме того, вместе им удалось определиться с будущей профессией. Подопечная главы региона открыла для себя мир литературы и поняла, за что ее можно любить, а также для чего нужно копить знания. — Мы один из немногих регионов, который полномасштабно включился в этот проект на условиях и правилах, предусмотренных Агентством стратегических инициатив и Международной тьютерской ассоциацией, — отмечает Наталья Комарова. — Вспоминаю классиков, среди них Чехов, Пушкин, Тургенев – они в своем творчестве уделяли достаточно много места учителю и той роли, которую он сыграл в их судьбе. Если вспоминать Дениса Фонвизина, то он говорил, что поучать каждый готов и чувствует в себе талант, а вот хороших наставников очень мало. Фонвизин считал, что очень важно научить нравственности. Югра вошла в первую тройку регионов России, где началась практическая реализация проекта. Его открытие состоялось 27 мая 2017 года, тогда же было сформировано 10 пар «наставник-подопечный». За 6 месяцев проведено более 50 встреч, на которых обсуждались вопросы, имеющие первостепенное значение для подрастающего поколения, в том числе связанные с профессиональной ориентацией. В 2018 году проект будет усилен в связи с объявленным Годом волонтера. Наставники – это и есть люди, проявившие добрую волю для того, чтобы реализовать социально значимую программу.

Я б в электрики пошел, пусть меня научат

Нижневартовск – один из югорских муниципалитетов, который примет самое активное участие во всероссийском конкурсе «Наставник». Поделится опытом и старшейшее предприятие города «Нижневартовскстройдеталь». — Собственный проект «Наставничество — школа профессионального развития» действует у нас уже больше десяти лет, — рассказывает начальник отдела кадров Лилия Романова. — С 2008 года по распоряжению Евгения Ивановича Куропаткина — основателя нашего предприятия — мы стали сотрудничать с новосибирским сузом, привозить к нам на практику студентов за свой счет и, можно сказать, с нуля воспитывать будущих работников. В тот период мы были первыми и единственными, кто внедрил этот опыт, причем не только в округе, в стране вообще мало кто занимался этим. Как и десять лет назад, сегодня здесь проявляют особый интерес к подготовке и подбору квалифицированных кадров. Обучение молодых специалистов с момента трудоустройства в качестве учеников, в период прохождения производственной практики, трудоустройства в летний период или окончания учебного заведения позволяет эффективно решать наиболее важные задачи по подготовке молодых специалистов для предприятия. Как отмечает генеральный директор предприятия Роман Одокиенко, прежде всего речь идет о рабочих профессиях, которые сегодня остро востребованы на рынке труда: — Программа развития кадрового потенциала за счет действующей системы наставничества действительно заслуживает внимания и того, чтобы поделиться нашим опытом на всероссийском уровне. Проект нацелен не только на перспективу собственного развития. Важно, что он дает возможность профессиональному сообществу, социальным партнерам двигаться в правильном направлении, создавая, таким образом, условия для поддержки и создания рабочих мест по тем направлениям и специальностям, в которых предприятие, город, округ действительно нуждаются. Цель личного или бригадного наставничества здесь — возможность не только обучить новичка профессии, но и помочь ему стать полноценным, полноправным членом коллектива. Отметим, что система поощрения, в том числе и материальная, как самих наставников, так и молодежи, становится хорошей мотивацией для решения поставленных задач. Добавим, что результатом многолетней работы с молодежью на предприятии стало получение гранта на международном конкурсе среди организаций в 2014 году в номинации «Школа профессионального развития наставничества».

Все профессии важны, но… не все нужны

Для того чтобы система наставничества на предприятии давала эффективный результат, важную роль нужно отводить совместной работе с профессиональными учебными заведениями и школами. Ориентация на мнение и запрос будущего работодателя – вот верная примета успеха. Согласитесь, какой толк в том, что суз будет обучать, скажем, менеджеров, если сегодня остро востребована профессия штукатура? Этого мнения придерживаются и в Нижневартовском строительном колледже. Учебное заведение также станет участником всероссийского конкурса лучших практик наставничества. Опыт у колледжа колоссальный. — Приоритетным в колледже является подготовка специалистов для строительной отрасли, транспортной, дорожной и сферы обслуживания, — рассказывает директор колледжа Александр Десятов. — Совместная работа с предприятиями — важнейшая ступень подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Партнеры помогают войти, например, в мир строительства и взглянуть на него изнутри. Благодаря такому подходу школьникам предоставляется возможность сориентироваться и определиться с профессией, а студентам убедиться в правильности своего выбора. Ведь мир строительства многогранен и разнообразен. Как отмечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Юлия Шевцова, сотрудничество с предприятиями строится на основе договорных отношений. Это способствует тому, что все обучающиеся колледжа обеспечены рабочими местами для прохождения всех видов практики. При этом студенты получают не только профессиональный опыт, но и навыки работы в коллективе. — В тех положительных результатах, которых добился сегодня колледж, есть весомая доля участия наших социальных партнеров. Совместная работа, определение базы и характера консультирования, организация совместной и индивидуальной деятельности студента позволяют подготовить рабочие кадры, востребованные на рынке труда, — подчеркивает Юлия Шевцова. Один из ярких примеров партнерской работы — совместный проект с ЗАО «Нижневартовскстройдеталь» — «Рабочие кадры для региона под ключ — Будущее строим вместе». Ведется в сузе и кружковая работа. Ее цель — создание условий для максимально эффективного, целостностного развития личности студента раскрытия и развития его таланта. А также совершенствование умения и навыков, полученых на уроках учебной практики. Всесторонний подход к качественному и перспективному образованию уже неоднократно отмечен на разных уровнях. Кроме того, он активно принимает участие и становится победителем в таких престижных чемпионатах, как «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia и «Абилимпикс» — для студентов с ограниченными возможностями здоровья из профессиональных учебных заведений. О том, как приняли наши проекты на Первом всероссийском конкурсе «Наставник», мы расскажем после подведения его итогов. Участники обещают поделиться впечатлениями, а мы – желаем успехов всем, кто оттачивает свои таланты, и тем, кто «ограняет» их.

Александра Сергеева.










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg